Хладагент для автокондиционеров
Интересные данные получили инженеры компании Mercedes-Benz, когда занимались моделированием ситуации ДТП с предполагаемой протечкой из системы кондиционирования воздуха хладагента. Попадание смеси HFO-1234yf - марки хладагента, используемого в автомобилях компании, с маслом из компрессора кондиционера на двигатель приводило к моментальному возгоранию и выделению токсичного фтороводорода. При моделировании ситуации лобового столкновения автомобилей возгорание происходило в 2/3 случаев. Полученные данные, по словам главного инженера Стефана Гайера, вызвали состояние шока у всех присутствующих при испытании.
Результаты стали причиной словесной войны между концерном Daimler и Honeywell, американским конгломератом, инвестировавшим со своим партнером Dupont огромные суммы в разработку, производство и маркетинг хладагента HFO-1234yf. Ситуацию обостряет то, что новинка признана единственным продуктом, соответствующим требованиям Евросоюза. Использование нынешней марки хладагента R134a ограничено 2017 годом, с наступлением которого во всех автомобилях европейского авторынка рекомендовано использование только HFO-1234yf.
Данные испытаний, показавшие возможность воспламенения хладагента, заинтересовали большинство крупнейших производителей, которые решили провести свои независимые тестирования HFO-1234yf, чтобы сверить полученные результаты немецкого концерна применительно к своим выпускаемым моделям. Между тем, концерн Honeywell, уже получивший около 100 патентов в мире на новый хладагент, совместно с Dupont опровергают результаты тестов Daimler, выдвигая встречное обвинение в преувеличении опасности, подтасовке самих тестов, считая, что автомобилисты имеют больше шансов получить увечья раскрывающейся подушкой безопасности, даже быть убитыми.
Хотя «средняя степень воспламенения» хладагента HFO-1234yf на основании результатов ранее проведенных исследований, показавших, что хладагент может быть опасным в одном-двух случаях, ежегодно признается представителями концерна. Формальных запросов отложить использование HFO-1234yf в автоиндустрии от крупных европейских автокомпаний законодатели ЕС не получали, но, несомненно, данные новых тестов, проведенных немецкими инженерами, заслуживают детального изучения.