Устройство автокондиционеров
Автокондиционер – это не просто отдельное устройство, это целая система, состоящая из десятков взаимосвязанных между собой элементов. И чтобы понимать, как именно работает эта система, необходимо хотя бы в общем знать, что за детали она включает в свой состав.
Компрессор
Компрессор заслуженно считается сердцем автокондиционера. Именно он перекачивает хладагент, заставляя его циркулировать по системе с помощью вытягивания паров фреона из верхней части испарителя и перегонки их в конденсатор. В подавляющем большинстве современных автомобильных кондиционеров (тех, где применяются расширительные трубки) компрессор – это единственный подвижный элемент в системе. В зависимости от фирмы-производителя кондиционера, компрессоры могут значительно отличаться друг от друга не только дизайном, но и техническими характеристиками. Однако, в любом случае, все они имеют одинаковую функциональную нагрузку.
Кроме всего прочего, это устройство, по сути, единственное, что разделяет области низкого и высокого давления в системе автокондиционирования. При этом область низкого давления иногда называют стороной всасывания, а область высокого – стороной нагнетания. Как правило, эти области отделяются друг от друга при помощи специального пластинчатого клапана. Поэтому, в случае, если компрессор работает, но не создает стороны высокого и низкого давления, то причина неисправности кроется в засоренном или сломанном клапане. Однако часто дешевле полностью заменить компрессор, чем заниматься дорогостоящим ремонтом клапанов.
Муфта компрессора
Это один из самых важных узлов системы автокондиционирования. Муфта устанавливается перед компрессором и включает в свой состав:
- электромагнитную катушку, которая необходима для создания поля;
- приводимый в движение с помощью ремня шкив;
- прижимную пластину.
В отличие от шкива и электромагнитной катушки, которые устанавливаются снаружи компрессора, на его передней крышке, прижимная пластина соединена с его валом напрямую.
При подаче питания на катушку, она создает электромагнитное поле, которое притягивает к шкиву прижимную пластину, заставляя ее вращаться вместе с ним и приводя в движение привод. Крутящий момент передается на вал компрессора, поскольку прижимная пластина напрямую соединена с ним, и компрессор начинает перекачивать хладагент по системе.
Диагностика муфты – одна из самых сложных процедур по выявлению неисправностей в автокондиционере. В частности, она может не работать из-за износа или поломки подшипника шкива. В этом случае он подлежит замене, однако и здесь есть ряд сложностей. Во-первых, для этого мастер должен иметь в своем распоряжении все необходимые инструменты, чтобы извлечь поврежденную деталь и заменить ее на новую. Во-вторых, подобные подшипники часто сложно найти в обычных магазинах автозапчастей и для их замены приходится обращаться в специализированные сервис-центры по ремонту автокондиционеров.
Также муфта может подлежать замене, если она «сгорела» (шкив и прижимная пластина после запуска привода не могут вращаться сообща). На подобные случаи стоит обращать особое внимание – ведь это вполне может быть первым признаком серьезных внутренних неисправностей компрессора, которые могут привести к его окончательной поломке. В этом случае необходимо проводить дополнительную диагностику.
Кроме того, есть целый класс поломок, связанных с неправильно отрегулированным зазором между прижимной пластиной и шкивом. В случае если зазор чересчур большой, то магнитное поле окажется недостаточно сильным, чтобы притянуть прижимную пластину к шкиву. В другом случае зазор может оказаться очень маленьким, что приведет к стиранию пластины о шкив, в результате которого она будет иметь «сожженный» вид. Практика показывает, что, в зависимости от типа и модели автокондиционера, этот зазор по толщине должен находиться в интервале между толщиной монеты в 50 копеек и в 2 рубля.
Конденсор (радиатор кондиционера)
Конденсор – это обычный теплообменник, который часто находится впереди радиатора двигателя. Он применяется для охлаждения фреона, поскольку при прохождении через испаритель хладагент поглощает тепло. Конденсоры довольно часто изготавливаются из тонких листов алюминия, что приводит к частым поломкам из-за внутренней и внешней коррозии. Последняя, как правило, вызвана чрезмерной влажностью и попаданием на радиатор дорожной соли.
Расширительная трубка или терморегулирующий вентиль
Кроме вышеописанных элементов, есть еще и различные клапаны, которые регулируют поток хладагента в кондиционере. Обычно они находятся на входном отверстии испарителя. Сегодня они бывают двух типов: терморегулирующие вентили (ТРВ) и расширительные трубки. Первые сейчас используются довольно редко, во многом благодаря наличию движущихся частей, которые легко могут сломаться и привести к необходимости ремонта. При этом если поломка клапана произошла в закрытом положении, то она еще и потенциально опасна для компрессора – ведь в таком случае поток хладагента иссякает.
В противоположность ТРВ, у расширительных трубок нет движущихся частей. Они также находятся на входном отверстии испарителя, однако свою функцию выполняют за счет размера отверстий, дозирующих поток фреона. И именно постоянные циклы включения-выключения компрессора, по сути, контролируют поток хладагента через эти клапаны.
В двух описанных случаях нет каких-либо мер, которые помогут предотвратить поломки. Диаметр отверстий клапанов обычно составляет 1,54 мм, поэтому даже наличие входных фильтров не спасает их от загрязнения. Так что следить и периодически прочищать систему просто необходимо.
Испаритель
Испаритель – это вторая точка теплообмена в автокондиционере. Как правило, он находится внутри салона или у противопожарной перегородки вашего автомобиля. В этом узле воздух и охлаждается. Происходит это следующим образом. Находящийся в жидком состоянии хладагент поступает через расширительную трубку или терморегулирующий вентиль в испаритель. Горячий воздух из салона машины проходит через него и заставляет фреон буквально вскипать (из-за давления в системе температура кипения хладагента равна, примерно, 1,1 градусам Цельсия). В процессе кипения хладагент поглощает тепло из воздуха, переходит в газообразное состояние и всасывается компрессором. А охлажденный воздух возвращается обратно в салон.