Начиная с 1940-х годов, в которых появился первый автомобильный кондиционер, технологии значительно продвинулись вперед. Лёгким нажатием кнопки Вы сегодня можете за несколько секунд создать в салоне автомобиля предельно комфортную температуру.
Давно прошли и те дни, когда можно было отремонтировать кондиционер собственными руками. Однако даже сейчас нужно знать хотя бы в общих чертах как работает автокондиционер - разговор с работником автосервиса в данном случае станет для Вас скорее в удовольствие, нежели беседа на разных языках. Принцип работы довольно таки прост. У него есть "сердце" так называемый компрессор и "кровь" что именуется как хладагент.
Хладагент в газообразном состоянии прокачивает насос через всю систему автомобильного кондиционера под давлением. В начале он поступает в специальный радиатор (правильное название которого конденсатор), в котором проходит этап охлаждения и после этого превращается в жидкость (охлаждается с помощью воздуха, который поступает снаружи при движении автомобиля или при помощи вентилятора). Система автокондиционера состоит из резиновых и металлических трубок разного размера и терморегулирующего (расширительного) клапана - проходя через которые, хладагент то увеличивается, то сжимается в объеме.
Затем охлажденный газ попадает в испаритель, который расположен возле приборной панели авто. Там же находится маленький вентилятор, прогоняющий воздух снаружи или с салона автомобиля через испаритель. Охлажденный воздух поступает снова в салон.
Нужно еще упомянуть, что, минуя сквозь испаритель, заодно воздух и осушается. Влага вместе с пылью и гарью капает вниз, на землю (Вы, скорее всего, видели маленькие лужи под автомобилями, которые долго стояли на одном месте с включенным кондиционером и двигателем). Подобным способом, воздух в салоне при кондиционировании делается чище.
С отечественными автомобилями ситуация немного сложнее. Как говорят эксперты, поставить автокондиционер на "Москвич" или на старенькие модели АвтоВАЗа фактически невозможно. Гораздо лучше дело обстоит с "Волгами" и последними моделями Волжского автомобильного завода. Эксперты советуют устанавливать кондиционер вместе с заменой отопителя, что в дальнейшем помогает предотвратить частые поломки из-за несоответствия систем.
Диагностика автомобильных кондиционеров.
На сегодняшний день более 2/3 авто оснащены системами климат-контроля или автомобильными кондиционерами. Большинство людей пользуются кондиционерами независимо от времени года. Но не каждый знает, что автокондиционер, как и некоторые другие системы автомобиля, нуждается в периодической диагностике специалистами, иначе говоря, проверке. Если не выполнять периодически диагностику, то это может привести к выводу из строя или ремонту системы автокондиционера.
Когда по тем или иным причинам возникает нехватка хладагента (R134a), тогда происходит большинство проблем в работе системы автокондиционера. Если на улице воздух влажный, то пустоты в системе кондиционера имеют все шансы заполниться водой. Не обращая на это внимание, то при понижении температуры воздуха - вода быстро замерзнет, что приведет к неисправности компрессора, а это значит, что Вам не избежать капитального ремонта системы кондиционера. Что бы избежать неисправности в системе нужно обязательно делать диагностику Вашего автокондиционера специалистами - раз в два-три года.
Правильная эксплуатация автокондиционера.
Представьте себе ситуацию, что в жаркий летний день Вы оставили свое авто на несколько часов на стоянке в самый солнцепек. И когда Вы садитесь в салон оказываетесь словно "в бане" и сразу возникает желание включить кондиционер. Вместе с включением двигателя включаете кондиционер "на полную", но это грубое нарушение. Профессионалы советуют включать кондиционер после запуску двигателя. Выключать необходимо также за несколько секунд до выключения двигателя. Такие меры предосторожности помогают продлить срок службы его работы.
Если в автомобиле во время стоянки запотели окна, то для того, чтобы поскорее вернуть видимость, нужно использовать кондиционер. Делать это нужно так и не как иначе: включить кондиционер, воздух направить на окна, включив на полную мощность, сделать доступ свежего воздуха снаружи (не циркуляция его в салоне) и включить обогрев на максимум. Через несколько секунд от влаги на стёклах не останется и следа.
Ремонт автомобильных кондиционеров.
Если Вы заметили, что кондиционер стал работать хуже или совершенно перестал охлаждать салон автомобиля, значит на это есть одна из трех перечисленных ниже причин:
1) Недостаточное количество свежего воздуха, который обдувает конденсатор. Возможно, это вызвано поломкой вентилятора, который находится около конденсатора.
2) Низкая степень содержания хладагента. Степень содержания хладагента в кондиционере нужно проверять специалистами приблизительно один раз в два-три года.
3) Перегрев. Если двигатель регулярно перегревается, то это отрицательно воздействует на работу автокондиционера. Вентилятор радиатора двигателя необходимо проверять в жаркую погоду на исправность.
Если Вы любите ездить с высокой скоростью по трассе, то важно помнить, что дополнительное поступление свежего воздуха в систему кондиционера предотвращает возможные неполадки и повышает эффективность работы кондиционера. На трассе Вы можете не заметить, что в автокондиционере низкая степень содержания хладагента, но при движении по городу недостаточность хладагента сразу даст о себе знать. Поэтому периодическая проверка системы автокондиционера всегда необходима.
Если Вы любите прохладу в салоне, то необходимо знать следующие вещи. Иномарки делятся на два типа:
1) японские марки;
2) европейские марки и другие марки совместного производства с европейскими компаниями;
Установка автокондиционера на авто первого типа достаточно несложная процедура (испаритель находится в доступном месте - под приборной доской возле колен пассажира на переднем сидении). Установка автокондиционера на авто второго типа занимает больше затрат сил и времени, так как испаритель расположен в глубине моторного отсека, и установка занимает примерно два дня. Многие производители даже если не устанавливают кондиционер всё равно оснащают оплеткой проводов для кондиционера, что помогает в дальнейшем облегчить установку. В большинстве автомобилей мощный двигатель расположен в достаточно ограниченном пространстве и для того, что бы установить компрессор (размером приблизительно с килограммовую пачку соли) и конденсор (который значительно больше по размеру) автокондиционера, нужно предварительно снять несколько деталей.
Неприятный запах автокондиционера.
Автолюбителям часто приходиться сталкиваться с неприятным запахом от автокондиционера. Что же вызывает неприятный запах? Очень часто причиной этого негативного фактора являются бактерии. С течением времени в испарителе кондиционера и капельках влаги появляются бактерии. Этот запах напоминает тот, что исходит от холодильника, который не открывали пару дней, а иногда он бывает намного неприятнее и острее. Результатом отсутствия необходимой антибактериальной обработки - проблемы со здоровьем и самочувствием.
Как появляются бактерии в большом количестве в испарителе, что бы вызвать неприятный запах или проблемы с самочувствием? Вокруг испарителя при нормальной работе кондиционера регулярно конденсируются "новая" влага и вымывает "старую", в которой образуются бактерии. При не исправной работе кондиционера (вызвано низкой степенью содержания хладагента) "новая" влага прекращает конденсироваться, а "старая" влага впитывает в себя различные бактерии и другие вредные вещества из воздуха, со временем эта вода становится грязной, следовательно, нужна антибактериальная обработка.
Как самостоятельно проверить автокондиционер.
Лучше всего автомобильный кондиционер работает в том случае, когда уровень хладагента находящегося в нем равен стандартному уровню. Стандартным считается уровень хладагента (обычно это от 510мл до 590мл) который написан в руководстве по уходу за вашим кондиционером. Если количества хладагента недостаточно или сильно превышает допустимый уровень, это приведет к не правильной работе автокондиционера или его поломки.
Проверить недостаточный уровень хладагента в автомобильном кондиционере можно после запуска системы, если вы услышите тихие щелчки длительностью 3-4 секунды (эти щелчки издает компрессор). Также, если на трубках автокондиционера появились масляные разводы - это означает что у вас утречка хладагента (хладагент обычно работает с маленьким потреблением масла ).
Если ваш автомобильный кондиционер не диагностировали больше 3 лет, то можете не мучатся и не искать признаков низкого уровня хладагента, все равно Вам придется отправится в автосервис и провести диагностику вашего автомобильного кондиционера.
Автомобильный кондиционер нa джип (зaдний).
Большая машина требует большего количества холодного воздуха. И если вы переживаете за удобство пассажиров, находящихся в вашей машине сзади, то можно рассмотреть вариант автокондиционера с задним контуром. Некоторые из моделей японских джипов оснащаются задними кондиционерами; автосервисы в России также устанавливают и ремонтируют автокондиционеры с задним контуром.
Немного про ремонт. Если вы покупаете импортный джип, приготовтесь к тому, что вам рано или поздно все-таки нужно будет обратиться в автосервис что бы отремонтировать зaдний контур aвтомобильного кондиционера. Проблема заключается в том, что трубы и шланги через которые бежит хладагент, находятся под джипом и после нашей зимы от них практически ничего не остается. В результате приходится обращаться в автосервис в котором есть услуги прокладки шлангов в других местах.
Ремонт радиатора автокондиционера.
Нарушение алюминиевой оболочки приводит к неполадкам при работе радиатора авто-кондиционера. Такое нарушение может быть вызвано попаданием инородных предметов (камней т.п.) во время движения автотранспорта или некачественный ремонт агрегатов в моторе. Так же при нарушении алюминиевой оболочки может возникнуть утечка хладагента, что негативно отражается на работе кондиционера. Ремонт или замена запчастей авто-кондиционера должна обязательно осуществляться только в автосервисах, без помощи специального оборудования и навыков это самому сделать трудно.
Фреон для автокондиционеров.
Большинство автолюбителей называют хладагент, который используется в кондиционерах, фреоном. Такая мысль не совсем верна.
Фреон - это, на самом деле, хладагент R-12 (СFC), который используют в старых автомобилях (выпущенных до 1993 года). С того времени уже больше 16 лет авто-кондиционеры заправляют хладагентом R134a (НFC) который весьма отличается от R-12. Системы кoндициoнировaния R134a намного меньше потребляют бензина, в моторном отсеке почти не занимают места и нет потери хладагента. Самое важное, что следует запомнить - эти два абсолютно разных хладагента не могут работать на пару. Они имеют разный состав и требования к давлению, которые им нужны для нормальной работы. Так что при попытке залива в новую машину хладагента R12 или наоборот - R134a в старую, то компрессор Вашего авто-кондиционера может не выдержать и поломается.
Уже ведется разработка нового хладагента для авто-кондиционеров - R744, который будет использоваться в новом поколении машин европейского производства. Этот хладагент менее вреден для окружающей среды. Но заправка или починка такого хладагента будет намного сложнее, чем сейчас, ведь новое поколение хладогенов будет работать под более высоким давлением.