До сих пор обслуживание кондиционеров остается для многих сервисов проблемой по целому ряду причин: начиная c банального незнания `принципов функционирования и заканчивая сложностями работы с герметичными (там утратившими герметичность) контурами системы. Одно из возможных комплексных решений — использование для процесса перезарядки системы кондиционирования автоматического оборудования, превращающего все требуемые для этого операции в один непрерывный процесс, практически не требующий участия оператора. Итальянская компания ТЕХА S.p.A. одной из первых представила полностью автоматическое оборудование, и на сегодняшний день весь модельный ряд установок для обслуживания автомобильных кондиционеров, производимых этой компанией, поставляется с полностью русифицированными меню и интегрированной базой дан- ных, включающей около 7000 транспортных средств.
В абсолютно исправной системе утечка может составлять 30-50 г хладагента в год:, то есть любая система ежегодно теряет около 10% хладагента (и своей эффектив - ности). Причем в нефунк- ционирующей системе этот процесс идет значительно быстрее!
Рассказать читателям журнала о предназначении и методах работы с установкой согласился технический директор компании УТЕХА ДИАГНОСТИКА» Дмитрий Спицын.
— Почему существует необходимость регулярной перезарядки систем кондиционирования?
- В системах кондиционирования, применяемых в транспортных средствах, всегда существуют утечки хладагента, связанные с конструктивными особенностями. Дело в том, что различные компоненты этих систем связаны между собой резиновыми или алюминиевыми трубками с фитингами, уплотняемыми с помощью все тех же резиновых колец. Но рези
на не является абсолютно непроницаемой для используемого в системе хладагента. А всегда присутствующий компрессор имеет приводной вал и соответствующее уплотнение, от состояния которого зависит степень герметичности системы. Поэтому в абсолютно исправной системе утечка может составлять 30-50 г хладагента в год. Учитывая общее его количество, равное 300-800 г, любая система теряет около 10% хладагента (и своей эффективности) каждый год! Причем этот процесс идет значительно быстрее в нефункционирующей системе!
Многие считают, что признаком утечки может стать уменьшение давления газа в системе.
Однако законы физики не позволяют определить количество (массу) хладагента по давлению его газовой фазы! Это давление зависит только от температуры и химического состава хладагента в системе, и пока есть его жидкая фаза, оно не будет изменяться! Поэтому единственным способом определения количества хладагента в системе является его откачка, взвешивание откачанного вещества и сравнение с его номинальным количеством для данной модели транспортного средства. Эту информацию можно найти на табличке, имеющейся на автомобиле, но гораздо быстрее получить ее из базы данных установки ТЕХА KONFORT.
Именно для работы в автоматическом режиме и необходима база данных. Наша установка не только извлекает хладагент из системы, она сепарирует его от масла и затем определяет его количество прямым взвешиванием на встроенных весах, далее сравнивает это количество с необходимым из базы данных, производит вакуумирование для удаления паров воды из системы и оценки герметичности, автоматически впрыскивает необходимое количество требуемого масла (при необходимости поиска утечек - с ультрафиолетовым контрастным веществом), заправляет требуемое для этой системы количество хладагента и подготавливает систему к диагностике. В зависимости от степени автоматизации установки, она может оценить все необходимые параметры в автоматическом режиме и дать заключение о функционировании системы либо предложит оператору проделать это в полуавтоматическом режиме, давая пошаговые инструкции на русифицированном дисплее.
Если на этапе проверки падения вакуума установка определит его пороговый уровень, дальнейшие операции по заправке будут заблокированы.
— Как происходит диагностика?
- Процесс диагностики любой системы необходим для установления причин ее неправильного или недостаточно эффективного функционирования.
Процедура диагностики с помощью установки ТЕХА KONFORT выглядит следующим образом: оператор производит перезарядку системы в автоматическом режиме, запускает ее и следует пошаговым инструкциям на дисплее установки. Для модели KONFORT 670 процесс полностью автоматический, с распечаткой результатов каждого шага и конечного результата диагностики на встроенном принтере; для других моделей процесс полуавтоматический. Это означает, что перезарядка происходит в автоматическом режиме, а диагностика требует исполнения требуемых установкой операций и оценки их результатов самим оператором. Для этого он должен использовать внешний термометр и оценить время достижения требуемой температуры с учетом температуры наружного воздуха. В KONFORT 670 беспроводный термометр устанавливается на дефлекторы системы кондиционирования и передает свой сигнал установке. Внешняя температура и время также измеряются установкой вместе с давлением хладагента в обоих контурах. Этих параметров обычно достаточно для определения эффективности функционирования системы, но в автомобилях последних поколений для экономии энергии с 2004 г. начали применять компрессоры переменного, рабочего объема, которые, управляются электронным сигналом, формируемым на основе оценки множества параметров работы систем автомобиля: климат-контроля, двигателя, трансмиссии и т. д.
Такой компрессор крутится постоянно, и оценить его состояние без контроля управляющего сигнала невозможно...
— Чем отличаются последние модели установок KONFORT от своих предшественников?
- В новых моделях установок изменениям подверглись практически все компоненты - от микропроцессора до группы рекуперации, но внешне они практически неотличимы от предыдущего поколения. Единственное внешнее отличие - порт для SD-карты на передней панели. Также к этим установкам можно подключить интерфейс VDC. С его помощью появляется возможность через функциональное меню оценить работоспособность компрессора изменяющегося рабочего объема. Установка оценивает сигнал управления компрессором и при необходимости может смоделировать его для запуска компрессора на необходимый режим производительности от 10% до 100%.
В зависимости от степени автоматизации установки, она может оценить все необходимые параметры в автоматическом режиме и дать заключение о функционировании системы либо предложит оператору проделать это в полуавтоматическом режиме, давая пошаговые инструкции на русифицированном дисплее.
Наиболее выгодна промывка с помощью самого хладагента. Именно этот принцип используется в установках ТЕХА KONFORT, которые оснащаются дополнительным сепаратором. Причем для промывки используется тот же хладагент, циркулирующий противотоком по системе и находящийся в установке, так что никакие посторонние примеси и химикаты в систему не попадают.
— Предусматривает ли технология эксплуатации аппарата подготовку системы для перезарядки?
- Конечно. После удаления хладагента в системе должен поддерживаться вакуум в течение 20 минут для удаления всех посторонних примесей, в основном, паров воды - главного врага системы кондиционирования и масла, применяемого в системе. Часто сервисы этой операцией пренебрегают. И, как следствие, закачивают хладагент в систему, в которой сохранилась влага. Водяные пары насыщают масло, вызывают коррозию элементов системы и их повышенный износ. Встроенный осушитель имеет предел водопоглощения и также подлежит замене, особенно если система находилась без хладагента или в контакте с атмосферным воздухом хотя бы 20 минут. Для легкового автомобиля 20 минут вакуумирования - это минимум после вскрытия системы для ремонта. На автобусах же процедура может длиться несколько часов.
—Как определить, сколько газа и масла потребуется поместить в систему при перезарядке?
- Газ в систему вносится в количестве, соответствующем указанному в базе данных. В ней собраны все необходимые данные по количеству хладагента, типу и вязкости применяемого масла, необходимому дл^ заправки системы кондиционирования на различных моделях автомобилей,
а также пороговые значения для контроля и ряд другой служебной информации.
Что касается масла, поскольку его свойства зависят от условий, в которых производится работа, заранее определить, сколько его потребуется на долив, нельзя. Поэтому установка определяет количество масла, удаленного из системы, и вносит в нее столько же или может при необходимости изменить количество добавляемого масла.
— Как можно промыть систему?
- Если компрессор вышел из строя или был пробит конденсор, в системе будут присутствовать механические загрязнения. Для их удаления любая установка KONFORT может быть оснащена опционально комплектом для промывки. Особенно важно промыть систему после замены компрессора. Существует два способа промывки. Многие используют специальный сольвент, обладающий очистительными свойствами. Минус такого подхода- дополнительные расходы на сольвент. Это раз. Во-вторых, обычно не удается полностью удалить моющее вещество, поскольку часть его впитают резиновые элементы системы, и эти пары останутся в системе. В принципе в этом нет ничего страшного, но если есть возможность избежать засорения системы - лучше сделать это. В этом плане более выгодной оказывается промывка с помощью самого хладагента. Именно этот принцип используется в установках ТЕХА KONFORT, которые оснащаются дополнительным сепаратором, поставляемым в качестве аксессуара. Причем для промывки используется тот же хладагент, циркулирующий противотоком по системе и находящийся в установке. После окончания процесса он очищается и сепарируется, поэтому в систему не попадают посторонние химикаты, которые могут воздействовать непредсказуемым образом на резиновые компоненты, и сервис не несет затрат на приобретение и утилизацию специальных растворителей.
Поскольку не все элементы подлежат промывке (компрессор, дозирующий клапан и фильтр- осушитель промыть невозможно), их исключают из контура промывки. С помощью набора переходников подключаются шланги, идущие от аппарата, так, чтобы отдельно промыть контур высокого давления, отдельно - низкого. Пройдя через них, хладагент возвращается в сепаратор, там очищается и затем вновь подается в установку в том же объеме, в каком он был выкачан из нее. Такой способ промывки оказывается более экономичным и экологичным.
— Проводит ли Ваша компания обучение работе с новой аппаратурой?
Естественно. Мы регулярно организуем курсы для механиков, обслуживающих автомобильные кондиционеры. Главная цель этих занятий — объяснить, как работает система кондиционирования, из каких компонентов она состоит, какие особенности имеют эти компоненты, и на основе этой информации сформировать правильную логику диагностики этих систем. Для этого мы подготовили специальные учебные пособия на русском языке, занятия всегда заканчиваются практическими работами с контролем полученных знаний и умений применять их на практике.