Автономные отoпители фирмы Eberspächer и Webasto
В нашей статье речь пойдет только об автономных отопителях, которые могут работать при выключенном двигателе. Так как штатные отопители зависят от системы охлаждения двигателя, по которой проходит теплая жидкость, если двигатель выключен, жидкость не нагревается и машина не отапливается.
Те кто понимают важность автономного отопителя, стараются до холодов подготовить свой транспорт. Лучше всего конечно это делать в летнее время - как установку нового, так и профилактику старого. В теплое время года гораздо больше ассортимент и самих отопителей и запчастей на них. В зимнее же время растет спрос и соответственно уменьшается выбор и сложнее найти то, что тебе нужно. Но поговорить об автономных отопителях никогда не поздно. Все автономные отопители, рассчитанные на специальный и коммерческий транспорт делятся на две группы: жидкостные и воздушные, где воздушный нагревает только воздух в кабине(его еще называют «сухой фен»), а жидкостный прогревает жидкость в системе охлаждения двигателя до 40 градусов, после
чего подается команда на вентилятор штатного отопителя, который гонит нагретый воздух в кабину. Поэтому для его работы обязательно надо сначала прогреть двигатель. Недостатком жидкостного отопителя является то, что он не экономен и требует больше топлива и электроэнергии, но его плюсы в том, что он еще и предпусковой и кроме кабины греет и мотор, что позволяет быстрее завестись в любые погодные условия. Для отопления обычного грузового автомобиля воздушному отопителю требуется 2 кВт энергии, тогда как жидкостному около 7-10 кВт.
На мировом рынке основными поставщиками автономных отопителей выступают немецкие фирмы Eberspächer и Webasto. На грузовой транспорт как в Германии, так и в Европе устанавливаются отопители именно одной из этих компаний, следовательно эти производители несомненно являются лидерами на данном рынке. Eberspächer и Webasto поставляют свои аппараты всем европейским производителям тяжелой техники, которые в одинаковой мере используют и того и другого производителя, так как разницы в качестве нет, хотя конечно и там и там имеются свои особенности. Например у воздушного Webasto более сложный испаритель и поэтому выходит дороже в обслуживании, а у Eberspächer вместо испарителя стоит простая сеточка. Хотя, в общем, по надежности они равноценны. Конечно присутствуют и другие производители- чешские Ateso (воздушные отопители) , которые в основном идут на вторичный рынок европейских стран и стран СНГ, также российские сухие отопители компании «Планар» , жидкостные «Теплостар» фирмы «Адверс» , которые используются только в России и на постсоветском пространстве. Mikuni- японский производитель, который в основном там же и используется.
Вообще в мире, в том числе и США больше всего используется Webasto и Eberspächer. На российском рынке популярнее Webasto, хотя и в Европе эта фирма более известна.
Воздушный отопитель работает по принципу фена, отсюда и название «сухой фен», только вместо электрического нагревателя там факельный, который работает на дизельном топливе из топливного бака. Соляра сгорает внутри специальной замкнутой камеры, обдуваемой снаружи вентилятором, который подает теплый воздух в кабину. Эта модель у Eberspächer называется Airtronic D2 и D4 и имеют тепловую мощность 2 или 4 кВт. У Webasto такие же модели тепловой мощностью 2; 3,5 и 5 кВт называются Airtop 2000, Airtop 3500 и Airtop 5000 соответственно.
При максимально мощном режиме у отопителя на 2 кВт энергоноситель расходуется в количестве 0,25 л/ч. Но в таком режиме отопитель работает только в момент включения, для того, чтобы кабина быстрее прогрелась, потом работа переходит на умеренную мощность потребляя меньше топлива. В среднем расход топлива у такого отопителя не больше 0,15 л/ч. У жидкостных же отопителей на 4 кВт потребление топлива на максимальном режиме расход 0,6 л/ч.
Время работы отопителя зависит от многих факторов: качество дизтоплива, которое в Европе намного лучше, чистота в кабине. Так как работа отопителя напоминает пылесос, который вместе с воздухом вбирает в себя пыль и грязь и если вентилятор засорится и заклинит, отопитель сразу ломается, так как без охлаждения его камера перегревается и от этого деформируется.
Так как производителем предусмотрено присоединение отопителя к основному топливному баку, в комплект отопителя топливный бачок не входит. В наших погодных условиях лучше использовать автономную емкость для горючей смеси, которую устанавливают на задней стенке тягача или на передней стенке прицепа. Нюанс заключается в том, что наша зимняя солярка не очень подходит для импортных отопителей из-за наличия в ней присадок, которые используются для адаптации летнего топлива к зимним холодам.
Дизельные моторы хорошо потребляют как российское, так и европейское дизтопливо, так как там происходит сгорание при высоком давлении и температуре. Добавленные в топливо присадки не сгорают и собираются в камере сгорания в виде массы, похожей на гудрон, из-за чего забивается сеточка, а часто и свеча накаливания, разжигающая топливо. Из-за этого аппарат ломается. Этому одинаково подвержены и сухие и жидкостные отопители. По этой причине желательно на машину установить автономный бак, объемом в 10 литров и заправлять его солярой без присадок, для стойкости к холоду в нее добавляют керосин, можно также и бензин, но тоже только тот, который не содержит присадок. При использовании хорошего топлива и отдельного бака отопитель прослужит долго без ремонта. У нынешних отопителей довольно хороший ресурс, для компрессора около 5000.
Если соблюдать правила эксплуатации аппаратуры, понадобится только профилактическая очистка, которую рекомендуется проводить ежегодно, а при хорошем топливе можно и раз в два года. Такая профилактика нужна для очистки камеры сгорания, где оседает нагар, из-за этого уменьшается объем камеры, теплообмен и теплопроводность. Это негативно влияет на эффективность и срок жизни отопителя, а также увеличивается расход топлива.
Так как техника не терпит долгих простоев рекомендуется запускать отопители хотя бы раз в две недели даже в летнее время на 15-20 минут, тогда срок его жизни будет дольше.
Сегодняшние автономные отопители довольно надежны и просто так из строя не выходят , они снабжены блоком управления, который выдает код ошибки, позволяющий быстро определить поломку. Все это как про воздушные, так и про жидкостные отопители.
Хотя автономными отопителями сейчас оборудуют все машины, установка их все еще актуальна. Последние европейские грузовики комплектуют спальным местом и обязательно снабжают автономным отопителем.
Утверждать какой тип отопителя лучше -воздушный или жидкостный однозначно нельзя. Для России и стран Скандинавии идеально чтобы на машине были установлены оба типа, так как для предпускового подогрева двигателя нужен жидкостный отопитель, а воздушный более экономичен. Но и обходится установка обоих отопителей конечно дорого.